Результат успешного партнерства

Разработка Автоматического классификатора транспортных средств АКТС-4, получившая Премию правительства Москвы, стала значимым событием в сфере российских платных дорог.


О деталях проекта и о том, какие возможности новая разработка открывает для участников дорожной отрасли, мы поговорили с генеральным директором компании RUTOLL Иваном Плотниковым. 


— Почему вы не воспользовались уже существующими на рынке возможностями? В связи с чем возникла идея заняться новой разработкой? 
И.П.: Мы не хотели использовать уже существующие решения, потому что видели их недостатки. В нашей стране, в наших условиях, в том числе климатических, эти системы порой срабатывают недостаточно точно. Целью было создание продукта, который преодолевал бы эти трудности. В принципе, мы могли использовать оптическую классификацию в своей разработке, но пришли к выводу, что она не обеспечивает должного качества. И, изучив вопрос, решили заняться анализом видеоизображения. 


— Как вы выбирали партнеров для этой разработки? 
И.П.: Компания «Визиллект Сервис», к которой мы обратились, была создана на основе научно-исследовательского Института проблем передачи информации имени А. А. Харкевича РАН. У них большой кадровый потенциал, хорошие специалисты в интересующей нас сфере. 


— Иван, расскажите, с какими сложностями пришлось столкнуться в процессе? 
И.П.: Речь идет об анализе видеоизображения: на видео мы получаем больше информации, чем в случае с оптическими датчиками. В связи с этим возникали такие сложности, как засветка видеокамеры солнцем, образование теней, нюансы работы системы в темное время суток. Кроме всего прочего, мы столкнулись с необходимостью подстраивать систему не только под автомобили, но и еще, например, под мотоциклы. Они значительно меньше машин и к тому же проезжают быстрее. Перед нами стояла задача идентифицировать транспортное средство в максимально короткие сроки, чтобы, когда оно проедет ось классификации и попадет в зону оплаты, его класс был уже определен. 


— Как долго велась разработка? 
И.П.: Проект стартовал в 2012 году. В 2013-м мы уже начали активное тестирование и запустили первый объект. После этого система вышла на уровень, сравнимый с показателями оптической классификации. Требования к системе классификации таковы, что она должна обеспечивать почти 100% качества. Первые 90% качества распознавания дались нам легко. А вот дальше пришлось бороться за каждый процент. Когда мы вышли на показатель 99% качества классификации, счет пошел на десятые процента. 


— Можно ли улучшить показатели, которых удалось достичь в итоге? 
И.П.: Да, но в этом нет необходимости, ведь точность классификации зависит не только от точности работы самой системы, но и от соблюдения правил ее эксплуатации. Учитывая тот факт, что наши показатели превышают требуемые, дальнейшая работа ведется с какими-то конкретными обращениями. Например, одним из последних было преодоление проблемы так называемых фантомов, возникающих на полосе. Когда классификатор определял как транспортное средство нечто им не являющееся. Это мог быть человек, проходящий в зоне классификации, какой-то блик. Система обрабатывает большую часть подобных случаев. Но сейчас мы боремся за то, чтобы исключить их в принципе. Речь о 100%-ном обнаружении транспортных средств. 


— Иван, расскажите, проста ли эта система в обслуживании? 
И.П.: Если говорить о климатических условиях, то в случае снегопада или таяния снега датчики оптической классификации, находящиеся прямо на дорожном полотне, по регламенту нужно чистить приблизительно один раз в день-два. Что касается видеоклассификации, датчики этой системы находятся на некотором уровне над дорожным полотном и заниматься ими приходится существенно реже. Раз в несколько дней, а то и раз в неделю. Для операторов дорог, которые непосредственно обслуживают систему, подобная разница имеет значение. 


— Какими еще преимуществами обладает АКТС-4? 
И.П.: Система легко обучаема и может быть установлена не только на платной дороге. Сейчас мы используем не все функции, которые способен реализовывать видеоклассификатор. Возьмем, к примеру, предприятие, на территорию которого въезжает преимущественно сложная сельскохозяйственная техника. Видеоклассификатор может на конкретных примерах научиться распознавать данные транспортные средства как совершенно новый класс. Кроме этого, система способна определять скорость движения, передавать эту и другую информацию об определенных параметрах трафика. В настоящий момент мы прорабатываем возможность классификации транспортных средств не сбоку, с подсчетом осей, а сверху, с помощью всего лишь одной камеры и одного инфракрасного прожектора без каких-либо дополнительных устройств в виде щита, который сейчас используется. Таким образом можно удешевить решение. 


— Как АКТС-4 показывает себя в условиях высокой нагруженности? 
И.П.: Чем выше нагрузка, тем точнее можно определить показатели АКТС-4. Например, одним из основных условий подсчета статистики работы системы является наличие не менее 500 проездов. Это условие связано с тем, что, допустим, при 200 проездах одиночная ошибка означает качество работы системы 99,5%, однако та же ошибка при 1000 проездах дает совершенно иные показатели. В сутки по одной полосе могут проехать тысячи транспортных средств, и средняя точность классификации при соблюдении правил эксплуатации в любых погодных условиях остается на уровне 99,5%. Таким образом можно говорить о том, что высокая нагрузка не оказывает влияния на показатели работы системы. 


— Как вы считаете, какое место эта разработка займет на российском рынке и есть ли у нее международный потенциал? 
И.П.: Мы конкурировали с лучшими мировыми системами и смогли создать свой видеоклассификатор, который не просто не уступает, а даже в чем-то превосходит их. Соответственно, данная система может найти применение по всему миру. Возьмем любую другую страну, например, в Азии. Там другой состав трафика, преимущественно мопеды, допустим. Видеоклассификатор может с большим успехом работать и там. 


— Иван, скажите, занимаетесь ли вы целенаправленным поиском компаний, разрабатывающих новые технологии? Открыты ли вы к сотрудничеству? 
И.П.: Вся наша работа построена на этом. Мы не можем охватить все интересующие нас зоны. Если говорить о видеоклассификации, у нас нет специалистов такого уровня, и нанимать их мы не видим смысла, потому что есть компании, которые занимаются соответствующими разработками в своих отраслях. Их технологии могут быть полезны нам. И компания RUTOLL всегда открыта к сотрудничеству с такими партнерами.