Цель RUTOLL — всегда быть в тренде

Иван Плотников: «Цель RUTOLL — всегда быть в тренде»

 

Компания RUTOLL заявила о себе сравнительно недавно, но темпы продвижения ее технических решений на российском рынке превысили самые смелые ожидания. Система взимания платы, разработанная ее специалистами, уже внедрена на таких федеральных магистралях, как М-4 «Дон» и М-1 «Беларусь». Но начиналось все с Западного скоростного диаметра в Петербурге: именно здесь появились первые тестовые полосы, на которых проходила апробация и доработка продуктов RUTOLL. У компании много достижений, сотни километров оборудованных трасс говорят сами за себя, но, тем не менее, почивать на лаврах никто не собирается. Продвижение вперед и только вперед — кредо тех, кто работает на результат. Узнать секрет успеха молодой развивающейся компании нам помог ее генеральный директор Иван Плотников.

 

— Иван Дмитриевич, как появилась идея создания первой российской системы взимания платы?

— Компания была создана 4 года назад. Старт предприятию дал опыт внедрения иностранных систем взимания платы на ЗСД в Петербурге и автомобильной дороге М-4 «Дон». Естественно, оба продукта были импортными. В России о подобном знали в теории, на практике внедрение первых систем началось в 2010, а за рубежом опыт эксплуатации к тому времени насчитывал уже 20-30 лет.

При реализации пилотных для нашей страны проектов мы смогли понять болевые точки импортных систем. В зарубежных системах готовый продукт никто кардинально перерабатывать не станет, разве что продукт пройдет незначительную модернизацию Иностранные партнеры оказались недостаточно гибкими, чтобы оперативно реагировать на все пожелания заказчика. При этом одно дело — приезжать раз в два месяца, и совсем другое — постоянно находиться на месте и скрупулезно изучать нюансы.

В какой-то момент мы поняли, что сможем сделать лучший продукт. Так и родилась компания RUTOLL, что расшифровывается как «Российская система взимания платы».  В 2012 году появился наш первый продукт.

 

— Это был государственный заказ или частная инициатива? Как удалось в такое короткое время разработать конкурентоспособный продукт?

— Это была частная инициатива.

Кроме того, нам повезло с заказчиком. На мой взгляд, руководящий состав АО «ЗСД» — очень сильная команда. Эта компания сыграла значительную роль в продвижении продуктов RUTOLL. В лабораторных условиях такую систему не разовьешь, точные расчеты возможны только при реальной транспортной нагрузке. Значит, нужны тестовые полосы для апробации софта, и нам их предоставили на Южном участке ЗСД. Высокие требования заказчика к качеству, которые на первых порах казались чрезмерными, увеличивали шансы на успех. Кроме того, любые новые разработки — это вложения в развитие. Проводимый НИОКР сделал наш продукт конкурентоспособным, и уже через год мы вывели его на рынок. Первым нашим полноценным проектом стала система взимания платы на автомобильной дороге М-4 «Дон» в 2013 году. Это была маленькая, но долгожданная победа.

 

— Чем ваша система отличается от европейских аналогов?

Прежде всего, Россия по климатическим условиям в корне отличается от большинства европейских стран, поэтому мы разработали свой автоматический классификатор транспортных средств АКТС-4. В основу зарубежных систем заложена оптическая классификация, когда датчики устанавливаются непосредственно в дорожное полотно. В нашей агрессивной природной среде со снегопадами и перепадами температур они быстро загрязняются. Приборы следует очищать минимум раз в день. Предложенная нами видеоклассификация меньше зависит от капризов погоды и более устойчива в работе. Кроме того, анализ видеоизображений дает больше информации. Но поначалу возникли сложности — к примеру, засветка видеокамеры солнцем, образование теней, также следовало учитывать особенности работы системы в темное время суток. Кроме всего прочего, мы столкнулись с необходимостью «подстройки» не только под автомобили, но и под мотоциклы и другие транспортные средства, редкие на дорогах. Заказчик требовал от нас 99%-й точности классификации при любых погодных условиях. Все задачи со временем нам удалось решить. В итоге, наш автоматический классификатор получил заслуженное признание.

Кроме того, продукт полностью соответствует российскому законодательству и учитывает налоговые особенности.  Например, концессионер и управляющая компания обязаны выдать клиенту чек. Европейские системы подобной функции не поддерживают. Адаптация зарубежного продукта не лучшим образом сказывается на его стоимости, которую в момент подписания договора реально оценить сложно.

Мы первыми в России внедрили систему взимания платы с высокоскоростным биллингом в режиме реального времени. Биллинг, разработанный компанией RUTOLL, позволяет связать все платные сервисы в единое целое и объединить их по принципу «единого абонента».

Еще одно наше преимущество — меньший срок поставки оборудования по сравнению с иностранными компаниями. Наши специалисты разворачивают стандартную систему за четыре месяца (вместо шести), что немаловажно для соблюдения жестких российских графиков реализации проектов.

Все эти достоинства позволили продукту завоевать российский рынок.

В 2016 году мы предложили на ЗСД заменить импортный биллинг на отечественный без остановки движения. Система биллинга — это сердце платной дороги.  Выполненная процедура по сложности сопоставима с операцией на сердце.  Существовал большой риск, что во время переключения возникнут сложности. Но оператор пошел на это, поняв, что существующие противоречия можно разрешить только таким образом. В ночь с 6 на 7 октября 2016 года мы выполнили все необходимые процедуры. Для нашей компании это стало очередным шагом вперед.

Начав внедрять свои разработки, мы определились и с основным направлением развития компании. В дальнейшем у нас появились новые для российского рынка продукты, такие как безостановочные полосы Fast Lane или система Flow+, запущенная на ЗСД. Она позволяет перейти к гибкой тарификации с учетом расстояния, пройденного автомобилистом от въезда до выезда с магистрали.

 

 

— Какие меры следует предпринять, чтобы многополосный безостановочный проезд стал реальностью? Что тормозит его внедрение?

— Модель безбарьерного проезда, при которой на дорогах установлены считывающие устройства для автоматической оплаты, — идеальная схема для всех участников дорожного движения. Технические решения здесь проработаны детально и хорошо известны. Но необходимы меры организационного и правового характера, начиная с поправок в Кодекс об административных правонарушениях.

Никто не станет спорить, что следует взимать плату, как при наличии транспондера, так при его отсутствии (в последнем случае будет действовать система распознавания номера). Но следует ли считать серьезным нарушением отсутствие транспондера? Стоит ли в этом случае внедрять систему штрафов, или просто присылать по почте уведомление, которое следует оплатить?

Следующий вопрос — как выявлять злостных нарушителей, пытающихся обмануть систему? К примеру, сознательно закрывающих номера. Разумное решение — внедрить системы дополнительного контроля, например, патрулирование дорог. Но все это требует дополнительных затрат.

Кроме того, существует социальный аспект. Допустим, платная трасса проходит через удаленный населенный пункт, где она является единственной дорогой. Для таких случаев необходимо сформировать пакет исключений, и это государственная задача, которая нуждается в тщательной проработке.

Еще одна проблема — наши пользователи пока не привыкли к новым реалиям. Даже на ЗСД наблюдаешь сцены, когда водитель, например, не знает, как правильно закрепить транспондер, или видишь солидную очередь, выстроившуюся к окошку ручной оплаты. Технологии призваны улучшить нашу жизнь, но если не иметь понятия, как ими пользоваться, то все старания будут напрасными.

 

— Занимаетесь ли вы разработками оборудования или ограничиваетесь только программным обеспечением?

— Естественно, мы разрабатываем и специализированное оборудование для платных дорог. К примеру, наш контроллер полосы отвечает за обмен данными, управление оборудованием, запись и хранение информации о функционировании полосы и обо всех проходящих на ней транзакциях.

Для системы видеоклассификации также нужна аппаратная часть: камеры-щиты, специальные мишени, по которым происходит разметка.

Наша цель — ускорять движение, чтобы на полосе не было заторов, поэтому разработанная RUTOLL кабина обеспечивает оптимальную круглогодичную работу по взиманию платы как с участием кассира, так и без него. В последнем случае мы разработали семейство Аппаратов приема платежей, позволяющих оплачивать проезд всеми возможными средствами оплаты.

Но стоит отметить, что кассиры, особенно на небольших дорогах, скорее всего, будут востребованы еще длительное время. Поэтому наши специалисты проанализировали их работу на всех существующих платных дорогах и выявили пути ее оптимизации. Мы создали специальную кабину с максимально эргономичным рабочим местом оператора. Она была продемонстрирована 7-9 сентября в Санкт-Петербурге на III Международной конференции «Роль и место интеллектуальных транспортных систем в сети платных автомобильных дорог Российской Федерации». Мы получили много комментариев, в целом положительных, от операторов дорог и представителей Государственной компании «Автодор».

 

— Каковы реалии российского рынка для систем взимания платы? Планируете ли вы выйти на международный уровень?

— Российский рынок активно развивается даже в условиях кризиса. Наши иностранные коллеги подстраиваются под существующие тенденции. Они прекрасно понимают, что у них появились конкуренты, делающие более качественный продукт . Рынок с каждым годом разрастается. Появляются другие российские производители. Но пока мы немного впереди. Существующие продукты не дублируют друг друга. Они, как велосипед, автомобиль и самолет, выполняют одну и ту же задачу, но на разных уровнях. Но появление отечественных конкурентов — дело времени. Потенциал российских компаний велик. При этом наша цель — всегда быть в тренде, не следовать за реалиями рынка, а формировать его. Мы оцениваем болевые точки отрасли, определяем, что потребуется в скором времени. Следим за инновационными технологиями, даже если они и не созданы напрямую для платных дорог, и думаем, как их применить для своих целей. Мы предлагаем новые продукты, которые вот-вот должны понадобиться. Взгляд в будущее должен формировать настоящее.

Конечно, мы планируем выйти и на международный уровень, несмотря на то, что российский рынок достаточно емкий и недостаточно освоенный. Компания RUTOLL молода, у нее есть все возможности для роста.

 

Беседовала Регина ФОМИНА

Журнал «ДОРОГИ. Инновации в строительстве»  №58, декабрь 2016