Принципы объединения

С появлением платных дорог в России реальность владельцев транспортных средств изменилась. Но вместе с этим пришли и новые проблемы, требующие решения. Обещая высокий уровень сервиса на каждой из платных дорог, операторы тем временем еще не договорились об универсальных средствах оплаты.

Говоря об интероперабельности, не стоит забывать, что это одна из множества задач, которые предстоит решить участникам рынка платных дорог при выработке общих стандартов. На текущей стадии развития отрасли отсутствие интероперабельности еще не представляет собой серьезной проблемы. Количество платных дорог и операторов, управляющих ими, на данный момент еще невелико. Кроме того, водителей транспортных средств, регулярно пользующихся более чем одной платной дорогой, совсем немного. Таким образом, нынешняя ситуация не приводит ни к каким ощутимым неудобствам.

При этом транспортная сеть платных дорог, которая важна для экономики страны, будет интенсивно развиваться по всей территории России. Это неизбежно приведет к увеличению количества платных участков и операторов. 


Когда начинать
Своевременное введение интероперабельности позволит избежать развития событий, при котором для проезда по нескольким платным дорогам водителям потребуется приобретать несколько разных транспондеров. С этой проблемой владельцы транспортных средств сталкиваются прямо сейчас. Так, например, чтобы доехать из Петербурга в Ростов­на­Дону, водителю может потребоваться до четырех транспондеров. 

Шаги в направлении интероперабельности предпринимаются уже сейчас. Решением этой задачи занимается Государственная компания «Автодор». «Для всех операторов планируется ввод единой системы совмещения протоколов распознавания для всех электронных средств. Какие бы операторы платных дорог ни появлялись в России впоследствии, они будут стандартизированы в этих электронных системах оплаты. При этом оператору будут перечислены все средства, которые взимаются за проезд по его участку», — пояснил Сергей Кельбах, глава Государственной компании «Автодор». По его словам, интероперабельность может быть введена уже весной 2016 года.


Можно ли договориться
По сути, интероперабельность — это договоренность между операторами или всех операторов с клиринговой палатой. Сначала нужно договориться юридически, а потом технически. Так поступили европейцы. Но найти идеальное решение, при котором у водителей появилась бы возможность проехать по всей Европе с одним транспондером, им не удалось. И если при перемещении между странами наличие препятствий и неудобств еще понятно и допустимо, то появление таких сложностей на территории одной страны сложно объяснимо. В отсутствие языковых барьеров, в рамках одной юрисдикции, при непосредственном участии государства формирование универсальных стандартов и правил должно быть выполнимой задачей. Тем более что устранение этих издержек не только повышает уровень комфорта обычных водителей при использовании платных дорог, но и обеспечивает потенциал развития экономики за счет создания лучших условий для транспортировки грузов.


Успешный опыт
В различный сферах существует немало интегрированных решений, которые уже успешно реализованы или продолжают внедряться. Речь о договоренностях между крупными игроками и о вопросах, касающихся больших масштабов. Так, например, состоялось формирование общей базы для ГИБДД или разнообразных договоренностей о взаимной интеграции между сотовыми операторами. Эти процессы идут не быстро. На создание базы данных по регистрации машин в ГИБДД ушло полгода. 

На создание базы данных по водительским удостоверениям потребовался год. Когда страховщики создавали базу данных по убыткам, им также потребовался год. А сейчас перед Министерством здравоохранения стоит задача создать базу данных водителей, которые по медицинским противопоказаниям не имеют права садиться за руль. 

Сотовые операторы научились договариваться между собой и с другими структурами, обеспечивая комфорт обычным людям  и облегчая работу себе. Еще в начале 2000­х МТС, «МегаФон» и «Билайн» начали совместное строительство мачт для базовых станций, транспортных каналов и т. д. А в декабре 2015 года операторы МТС и «Билайн» сумели договориться о совместном использовании частот LTE­сетей.

Другой пример: «МегаФон» предоставляет услугу по информированию банков и платежных систем о регистрации абонента в сети, что помогает успешно бороться с мошенничеством. На данный момент по инициативе Общественной палаты обсуждается возможность создания общей базы сотовых операторов. 
При всех очевидных сложностях и тонких моментах соблюдения законодательства о защите персональных данных преимущества такого шага очевидны. В современной действительности продукты и технологии должны уметь полноценно взаимодействовать. Система должна оставаться работоспособной и развиваемой, несмотря на то что ее элементы находятся в ведении разных инстанций.

По словам Ивана Плотникова, генерального директора компании RUTOLL, которая является единственным российским разработчиком комплексной системы взимания платы, с технической точки зрения решение задач интероперабельности действительно не должно встретить значимых препятствий. 
«У нас есть понимание тех шагов, которые необходимо предпринимать, и возможности для реализации подобной системы. Туда уже заложены принципы, имеющие большое значение для эффективных процессов интеграции. Часть наших решений мы высказывали на заседаниях рабочей группы по интероперабельности. Насколько я знаю, на данный момент они заложены в тот проект, который прорабатывается госкомпанией», — прокомментировал Иван Плотников.


Найди пять отличий
Наличие универсальных, принятых всеми участниками рынка стандартов необходимо. Их важно вырабатывать при непосредственном участии экспертов и основных игроков рынка, чтобы обеспечить объективность, адекватность и справедливость. Сейчас операторы практически соревнуются друг с другом в стремлении найти наилучшие решения для своих участков платных дорог. Казалось бы, от такого положения вещей водитель может только выигрывать, однако на деле это скорее создает непонимание, неудобства и провоцирует издержки вплоть до создания аварийных ситуаций. 

Проблема глобальных стандартов является более масштабной, чем только технические и юридические решения. Задача универсализации гораздо шире. Помимо информационных технологий это касается вопросов, связанных с навигацией, названиями средств оплаты и другой терминологии, принципов тарификации и классификации, а также иных стандартов.


Справки
INFO
Сейчас на платных дорогах применяются различные принципы классификации. На ЗСД классификация идет по количеству осей и высоте над первой осью транспортного средства, а на других дорогах — по количеству осей и общей высоте транспортного средства. Таким образом получается, что на ЗСД и, например, на трассе М11 водители некоторых автомобилей могут ездить по разным классам.
СПРАВКА
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») создана в 2009 году.