Слагаемые масштабного транспортного видения

— В чем заключается глобальная задача транспортной концепции чемпионата мира по футболу — 2018? 

— Транспортное планирование крупных массовых мероприятий, в том числе таких, как чемпионат мира по футболу, предполагает несколько этапов. Первый этап — это концепция. На данной стадии определяются цели и задачи, которые необходимо решить, общие параметры так называемого транспортного спроса, направления деятельности. Осуществляется проверка объема ресурсов — хватит ли их для реализации намеченного плана. Концепция предполагает определение спроса со стороны иностранных граждан, так и самих жителей городов-организаторов матчей на перемещение в период чемпионата, определение, каким образом будут задействованы объекты внешнего транспорта: аэропорты, порты, железнодорожная инфраструктура и так далее. Все очень предварительно. 

 

— Что еще происходит на этой стадии?

— Нужно оценить объем перевозок в каждом транспортном секторе: автомобильном, железнодорожном, воздушном, водном. Необходимо все соотнести, выбрать, какой вид транспорта комфортнее для перемещения с учетом всех особенностей, запланировать мероприятия, которые позволят устранить дисбаланс между спросом и предложением, если он есть. Результатом транспортной части федеральной концепции подготовки к чемпионату мира по футболу — 2018 стало соответствующее постановление правительства Российской Федерации, где были определены программные мероприятия, ответственные организации, объемы финансирования, сроки и т. д.

 

— Каков следующий этап планирования?

— Это стратегия. Причем надо отметить, что все эти документы делают как на уровне РФ в целом, так и на уровне каждого из принимающих городов. Наша компания участвовала в разработке федеральной концепции, стратегии и детально занимается тремя городами: Москвой, Ростовом-на-Дону и Нижним Новгородом. Плюс к этому мы имеем определенное отношение к части концепции и стратегии Волгограда. На уровне стратегии все объекты, маршруты и транспортные цепочки рассматриваются более подробно, более четко определяются требования к процедурам, которые должны происходить. Осуществляется подробное согласование всех межведомственных аспектов взаимодействия различных видов транспорта и разных транспортных систем. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны, но в том же Петербурге, например, до сих пор нельзя одним нажатием кнопки с помощью системных интеграторов спланировать маршрут, который будет включать в себя, например, проезд на автобусе, в метро и, допустим, на «Метеоре».

 

— Насколько эффективно налаживается межведомственное взаимодействие?

— Отлаживается коммуникация между силовыми и транспортными органами, МЧС, медицинскими организациями и т. д. Активно подключается сектор гостеприимства. В России этим, к сожалению, занимается много разных ведомств. И если в Петербурге с учетом того факта, что это признанная туристическая столица России, существует активно действующий комитет по туризму, то во многих городах-организаторах матчей ЧМ-2018 это, как правило, один из отделов какого-нибудь многофункционального департамента. Здесь нужно решать много вопросов, начиная с карт-схем на остановках, систем навигации, потому что для гостей города она реализовывается специфическим образом.

 

— Что представляет собой операционный транспортный мастер-план?

— Это максимально детализированный уровень, на котором рассматривается каждый день, каждое мероприятие, каждый процесс, буквально каждые 10–15 минут перед матчем, во время матча, после матча. Тщательно анализируются все ситуации по перемещению разных групп. На стадии операционных транспортных планов очень четко определены, спланированы, скомбинированы все возможные ситуации. Как показывает опыт, минимальные сбои в работе транспортной системы очень сильно отражаются на общем восприятии мероприятия. Если опоздает кто-то из зрителей, будет неприятно. Если команда не приедет на стадион вовремя, матч не состоится.

 

— Кто является глобальным интегратором всех процессов в транспортной сфере в рамках ЧМ-2018?

— Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу. Разработчиком Объединенного транспортного операционного плана является ИТМО (Санкт-Петербург). Мы занимаемся детальной работой по трем городам: Москва, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону. Все они имеют свои особенности и достаточно сильно отличаются друг от друга. Когда занимаешься городами детально, рассматривается и транспортная система, и места размещения основных объектов — стадиона, фанзоны и т. д. Во многих городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, существует сложность с расселением болельщиков. Она, безусловно, решается. Выбраны места расселения для основных групп. Предполагается, что остальные болельщики что-нибудь придумают.

 

— Насколько прогнозы обычно соответствуют действительности?

— Как показывает практика, если рассмотреть достаточное количество сценариев, то какой-то из них, безусловно, будет соответствовать действительности процентов на 95.

 

— Получается, что риски снижаются за счет большого количества возможных сценариев?

— Да, и тщательного моделирования. Плюс к этому разрабатывается матрица рисков и осуществляется работа с механизмом управления рисками, чтобы снизить их до минимума.

 

— Как проходит внедрение ИТС в регионах в связи с предстоящим мероприятием?

— Основным плательщиком в случае чемпионата мира по футболу являются города-организаторы. Федерация поддерживает лишь некоторые проекты, касающиеся федеральных инфраструктур. Все остальное города-организаторы матчей берут на себя. ИТС внедряются недостаточно широко не потому, что люди не знают, что надо делать и как, а из-за отсутствия бюджетов. В Москве, Петербурге и даже, наверное, в большей степени в Казани развитие интеллектуальных транспортных систем идет семимильными шагами. В Сочи очень многое из этого уже было создано к Олимпиаде. Там все дело в поддержании в нормальном рабочем состоянии того, что уже реализовано.

 

— Существуют ли альтернативные способы решения этого вопроса?

— Если говорить о внедрении ИТС, то данная проблема в настоящий момент не является критичной. Несмотря на то, что я всю жизнь занимаюсь пропагандой развития ИТС, скажу честно: для четырех дней, когда есть игры, тратить от миллиарда рублей, который требуется относительно небольшому городу-организатору на то, чтобы качественно модернизировать уже существующие сервисы ИТС и начать развивать что-то новое, это слишком большая плата. Три-четыре дня матчей можно обеспечить путем каких-то временных сервисов и хорошей службы волонтеров. Бюджет есть бюджет, поэтому каждый из городов пытается реализовать максимум мероприятий по развитию ИТС, но в рамках тех денег, которые у них есть.


По материалам TOLL NEWS / Февраль 2017 / www.toll-news.ru / №01 (14)